ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Прикладной анализ поведения.


АВА
Согласно бихевиоризму, обучение включает в себя принципы респондентного (классическое обучение) и оперантного обусловливания (обучение при помощи последствий). Систематическое применение данных принципов часто называют Прикладным Анализом Поведения или, сокращенно, АВА или АВА-терапией. Прикладной анализ поведения представляет собой системное применение и адаптацию поведенческих принципов с использованием модели одного субъекта. Модель одного субъекта рассматривает единственного индивидуума и анализирует его индивидуальные поведенческие реакции на предшествующие и последующие факторы.


АВА-тераписты следуют модели А-В-С. Модель А-В-С предполагает, что терапист оценивает и манипулирует предшествующими факторами, поведением и последствиями. Предшествующими факторами являются любые определенные стимулы (то есть, любое событие в окружающей среде), которое последовательно предсказывает появление поощрения или ослабления/наказания. По мере того, как ребенок переживает различные события в окружающей среде, основываясь на этих событиях, он начинает предсказывать, что произойдет дальше. Он изменяет свое поведение в попытке повлиять на последствия, предвестниками которых являются окружающие его события. После воздействия, оказанного на его поведение, для ребенка наступает второе событие в окружающей среде в форме последствия его поведения. Опыт переживания последствий приводит к тому, что ребенок изменяет свое поведение в будущем.

Последствия можно рассматривать различным образом. Стандартная точка зрения предполагает определение последствий в зависимости от того, было ли данное последствие реализовано или, наоборот, устранено, в сочетании с тем, увеличилось ли поведение в результате этого или же, наоборот, уменьшилось. Последующие факторы могут рассматриваться как положительное усиление, отрицательное усиление, положительное ослабление и отрицательное ослабление в зависимости от того, было ли что-то добавлено или исключено из окружающей среды в сочетании с тем, увеличилось ли поведение в результате этого или же, наоборот, уменьшилось.


Увеличение поведения
Уменьшение поведения
Предъявление стимула
Положительное усиление
Положительное ослабление (Ослабление первого типа)
Удаление стимула
Отрицательное усиление
Отрицательное ослабление (Ослабление второго типа)

Если вы предоставляете ребенку что-то, что ему нравится, и целевое поведение увеличивается в будущем, в таком случае говорят, что произошло положительное усиление. Если вы предоставляете ребенку что-то, что ему не нравится, и его поведение уменьшается в будущем, тогда речь идет об ослаблении первого типа. Если вы устраняете что-либо, нежелаемое ребенком, и целевое поведение в подобных обстоятельствах уменьшается в будущем, считается, что это отрицательное ослабление или ослабление второго типа. А если же вы устраняете что-либо, что носило негативные характеристики для ребенка, и поведение в подобных обстоятельствах в будущем увеличивается, тогда считается, что произошло негативное усиление. Вышеприведенная таблица позволяет в удобной форме увидеть различные типы последствий и поразмышлять о них. В действительности же, последствия не столь однозначны. Положительное усиление, отрицательное усиление, ослабления первого и второго типов всегда работают вместе и не могут быть отделены друг от друга. Это действительно очень важный нюанс.

Прикладной анализ поведения включает использование поведенческих исследовательских стратегий модели одного субъекта для изменения поведения. Обучение произошло, если поведение изменилось. Основная стратегия АВА-терапии предполагает операционное определение целевого поведения, сбор данных о некоторых измерениях и величинах этого поведения, реализацию лечения и наблюдение, а также регистрирование изменений в получаемых данных.

Давайте сначала попробуем операционно определить поведение. Целевое поведение должно быть определено в терминах, поддающихся наблюдению. К примеру, необходимо изменить уровень фрустрации у ребенка. Каким образом можно определить фрустрацию так, чтобы это описание поддавалось наблюдению и регистрации? Фрустрацию можно определить как акты физической агрессии по отношению к окружающей среде или к другим людям. Можно пойти дальше и обговорить, что будет считаться актами агрессии. Толчки других людей, разбрасывание предметов, удары по предметам, удары по людям – все это может быть определено как целевое агрессивное поведение. Независимому наблюдателю будет легко посчитать, сколько раз один ребенок ударил другого, а затем подвести итог тому, сколько раз ребенок пережил состояние фрустрации.

Операционное определение терминов позволяет независимым наблюдателям точно записывать данные о том, как часто возникает поведение.

Как только у нас появляется определение поведения, которое мы хотим изменить, возникает необходимость собрать данные о базисном уровне этого поведения. Прежде, чем реализовывать вмешательство, следует зафиксировать частоту, длительность, латентный период, интенсивность и качество поведения. Целью сбора базисных данных является понимание того, как часто возникает проблемное поведение. Если мы не соберем базисные данные, а просто начнем отслеживать данные после реализации лечения, у нас не будет никакого представления о том, работает ли реализуемая нами терапия.

Как только мы получим исходные базисные данные, необходимо приступать к реализации лечения. Изменение данных в правильном направлении предполагает, что манипулирование факторами окружающей среды было успешным. Изменение в частоте, латентном периоде, интенсивности или качестве поведения после терапии говорит нам о том, что терапия работает. Отсутствие изменений в вышеперечисленных показателях поведения предполагает, что попытка реализации терапии оказалась безуспешной. Когда эффективность лечения не отражается на собранных данных, скорее всего, отсутствует функциональное отношение между целевым поведением и переменными, принятыми в качестве целевых в рамках данного вмешательства. В таком случае производится оценка таких переменных и формируется другая стратегия лечения.

Существует множество методов записи данных о каждом из показателей поведения, например, измерение частоты поведения, измерение длительности поведения, метод измерения на основе временных проб и т.п.

Существует три типа измерений поведения на основе временных проб: метод измерения частичных интервалов, полных интервалов и моментальные временные пробы (Rudrud, 2007). Как только метод записи данных о каком-либо из показателей поведения определен, необходимо выбрать модель построения эксперимента. Основной моделью эксперимента с одним субъектом является А-В модель. В ходе фазы А происходит сбор данных о показателях поведения. Затем реализуется вмешательство (В), а сбор данных продолжается. Еще одна модель эксперимента с одним субъектом – это модель А-В-А-В и многоуровневая модель. В рамках модели А-В-А-В происходит сбор данных, добавляется лечение, затем лечение устраняется, и происходит еще один сбор базисных данных, и только после того снова реализуется лечение.

Вы заметите, что если терапия эффектна, всегда существует значительная разница между данными базисного уровня и данными, собранными в условиях вмешательства. Базисные данные необходимо собирать, когда данные стабильные и демонстрируют устойчивую линию тренда (Rudrud, 2007).

Существуют этические соображения, которые необходимо принимать во внимание во время выбора экспериментальной модели. Как правило, в настоящее время многими специалистами используется модель А-В, поскольку снятие эффективного лечения в большинстве случаев будет неэтичным. Происходит сбор базисных данных в отношении некоторого показателя поведения (А), реализуется терапевтическая стратегия (В), и продолжается сбор данных для того, чтобы понимать, каким образом изменяется линия тренда в целевых данных. Изменение тенденции регулирует направление терапии.

Например, предположим, что ребенок бьет своих сверстников. Для начала, необходимо собрать данные в отношении предшествующих факторов, поведения и последствий. Джонни чаще всего бьет других детей, когда он играет с кубиками. Во всех случаях, когда Джонни дерется, к нему подходит другой ребенок, желающий поиграть с кубиками и с ним самим. Джонни ударяет ребенка, тот плачет и убегает.

Из данной информации мы получаем данные о предшествующих факторах в виде кубиков и приближения другого ребенка. Мы также отмечаем поведение (удары) и последствие этого поведения (убегающий и плачущий ребенок). Для того чтобы оценить, что является контролирующими переменными в данной ситуации, мы можем осуществить манипуляции с некоторыми из них. Убрать кубики и дать Джонни поиграть с машинками, а затем посмотреть, будет ли он реагировать по-старому на других детей. В вышеописанной ситуации удары Джонни, вероятно, поддерживаются уходом другого ребенка. Джонни переживает аверсивную ситуацию из-за присутствия ребенка. Он ударяет его, потому что в прошлом, когда он ударял других детей, они уходили. Таким образом, у Джонни не остается необходимости терпеть то, что они будут играть с ним и с его кубиками. Когда Джонни ударяет тераписта, терапист продолжает играть с Джонни и игнорирует его удары. Поскольку удары больше не решают проблемы, Джонни найдет для нее какое-либо другое решение. Нам, в свою очередь, необходимо обеспечить Джонни альтернативными инструментами решения этой проблемы. Мы также можем больше играть с Джонни для того, чтобы он нашел игру с другими людьми поощряющей по сравнению с игрой в одиночестве.

Поведение может быть классифицировано как чрезмерное/избыточное и дефицитное/недостаточное. Дефицитное поведение – это поведение, которое возникает недостаточно часто. Чрезмерное поведение – это поведение, возникающее слишком часто. В целях увеличения поведения используется процедура усиления. Для уменьшения поведения применяют процедуру ослабления.

Rudrud (2007) описывает проактивный подход для уменьшения чрезмерного использования ослабления в процессе изменения поведения. Многие проблематичные поведения относятся к тем поведениям, которые проявляются чрезмерно часто. Как правило, проблемное поведение описывается учителями или родителями как чрезвычайное: «Джонни слишком часто дерется и слишком много кричит», и т.д. Проблема определения целевого поведения при помощи таких эмоциональных высказываний заключается в том, что необходимо применять процедуры ослабления для того, чтобы уменьшить поведение. Проактивный подход рекомендует терапистам подобрать противоположное, несовместимое дефицитное поведение и использовать стратегии усиления для того, чтобы увеличить данное дефицитное поведение.

Процедуры ослабления говорят ребенку, что ему НЕ нужно делать. Процедуры усиления же, наоборот, говорят ребенку, что ему НУЖНО делать.

Например, Джонни часто бьет детей на детской площадке и в классе каждый раз, когда он впадает в состояние фрустрации. Удары являются чрезмерным, избыточным поведением. Мы можем предоставлять последствие (таймаут) каждый раз, когда Джонни ударит кого-либо. Проблема с использованием процедуры ослабления заключается в том, что Джонни обучается тому, что ему не нужно делать, но его не обучают альтернативному поведению. Другой проблемой является то, что все поведения, которые проявляются, возникают потому, что они усиливаются. То есть, в сущности, когда мы используем процедуру ослабления, мы накладываем ослабление на основу усиления. Когда ослабляющий фактор исчезнет, поведение по-прежнему будет получать усиление и, скорее всего, снова возникнет.

Проактивный подход включает определение противоположного альтернативного дефицитного поведения, которое мы можем поощрять. В случае с драчливостью Джонни дефицитное поведение может быть определено как стояние со спокойно  опущенными по бокам руками. Затем необходимо разработать программу, согласно которой будет производиться усиление спокойного стояния с опущенными по бокам руками, когда Джонни находится в состоянии фрустрации. Это стратегия, которая использует дифференциальное усиление несовместимого поведения, и ее принято называть замещением нежелательного поведения более приемлемой формой желательного поведения (DRI).

Еще одной альтернативой может быть использование процедуры DRO (Дифференциальное усиление отсутствия нежелательного поведения). DRO  означает дифференциальное усиление другого поведения. В целом, Джонни будет поощряться за то, что в течение определенного запланированного интервала времени он не дрался. Если к концу оговоренного интервала Джонни ни разу никого не ударил, он получает поощрение.

И последним средством уменьшения нежелательного поведения является процедура гашения, или прекращение усиления. Если поведение поддерживается той реакцией, которую Джонни получает, когда он дерется, мы может игнорировать удары и не реагировать. Поскольку Джонни больше не получает поощрения за свое поведение, это поведение уменьшиться.

При обучении новому поведению при помощи подхода прикладного анализа поведения всегда необходимо начинать с анализа задач. Поведение, которому необходимо обучить, разбивается на составляющие части. Анализ задач обеспечивает последовательность обучения и позволяет Вам оценить навыки учащегося (Rudrud, 2007).

Многие задачи, выполнению которых тераписты обучают детей, представляют собой задачи, навыками выполнения которых ребенку не удавалось овладеть. Поскольку ребенку не удавалось обучиться этим заданиям, он не мог прогрессировать с точки зрения развития. Существует ряд навыков и задач, которым необходимо обучить ребенка для его нормального развития. Изначально желательно начинать работать с простых задач, поскольку более продвинутые навыки строятся на базе более ранних навыков и умений.

Если вы планируете обучить ребенка подходить к вам, когда вы зовете его по имени, ребенок сначала должен овладеть более ранними навыками развития, например, умением понимать и различать слова, понимать обусловленные последовательности, сложившиеся в окружающей среде, а также он должен уметь стоять и ходить. Анализ задач определяет все навыки, задействованные в целевом поведении (подходить, когда зовут по имени). Затем каждый навык обучается индивидуально. Каждое из поведений будет соединено в единую цепочку, чтобы составить более продвинутое поведение. Если ребенок не может обучиться отдельным шагам в данной цепочке поведения, тогда эти шаги разбиваются на еще более мелкие до тех пор, пока мы не получаем поведение, которому можно обучить ребенка при помощи формата обучения отдельными блоками. Существует множество способов обучения поведению, включая обучение от начала к концу, обучение от конца к началу и обучение цепочки поведения целиком. Обучение цепочки поведения целиком часто используется в случае типично развивающихся детей. Аутичные дети, как правило, быстрее обучаются при помощи обучения поведению от начала к концу или от конца к началу.

Самый простой способ обучить ребенка новому поведению – сформировать это поведение. Формирование (шейпинг поведения) подразумевает процесс дифференциального поощрения поведений, которые приближены к целевому поведению. Предоставляется положительное усиление поведений, все более и более близких к целевому. Чистое формирование занимает изрядное количество времени. Тераписты зачастую используют подсказки для того, чтобы ускорить процесс обучения поведению. Если индивидуум не знает, какого поведения от него ожидают, необходимо дать ему подсказку к корректному поведению. Существуют различные виды подсказок, включая физические подсказки «рука поверх руки», имитативные подсказки или моделирование, подсказки жестами, вербальные и графические подсказки. Также подсказки бывают включенные в окружающую среду и присутствующие за ее пределами. После введения подсказок, их необходимо систематически  постепенно устранять. В целом, важно использовать наименее инвазивные подсказки и устранять их как можно скорее, не теряя при этом поведения.

Прикладной анализ поведения использует очень систематический подход к обучению новым поведениям. Новые поведения соединяются в единую цепочку и создают комплексное, сложное поведение. Часто специалисты уменьшают количество отвлекающих стимулов, чтобы поведение было достаточно простым для овладения аутичными детьми. По этой причине те поведения, которым ребенок обучается в окружающей среде с отсутствующими или незначительными отвлекающими стимулами, должны систематически расширяться. Многие поведения, которым обучаются аутичные дети, являются очень ситуативными и специфичными по отношению к окружающей среде. Одним из наилучших способов запрограммировать поддержание реакции и обобщение стимулов является привязка целевых поведений к функциональным навыкам, которые автоматически усиливаются в естественных условиях окружающей среды и в сообществе.

После того, как ребенок обучится поведению в окружающей среде с отсутствующими или незначительными отвлекающими стимулами, ему необходимо практиковать это поведение в различных условиях естественной окружающей среды. Люди, которые ежедневно взаимодействуют с ребенком, должны быть хорошо осведомлены на предмет знаний ребенка, а также необходимо разработать план по систематическому обобщению изученного поведения в естественной среде. Поведения, которые работают на благо ребенка и делают его более успешным в достижении желаемых целей, будет поддерживаться лучше, чем поведения, не имеющие практической значимости для ребенка. Ребенок будет помнить поведение, которому он хочет обучиться. Режимы усиления  должны быть менее плотными, а само усиление следует перенести в естественную среду. Ребенок должен обучиться тому, как самостоятельно управлять предшествующими и последующими факторами (Rudrud, 2007).



Источник: http://lundvandyke.com/resources/download/autism-treatment

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.